ГАЗ АА 111
Горьковские полуторки составляли более половины автопарка
Красной Армии. К началу войны это были уже устаревшие модели, но их несомненным
преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива.
По некоторым данным на 20.06.1941 г. в армейском строю находилось 151 100
грузовиков. Главной их задачей была перевозка войск. Специальных кузовов, как у
современных армейских грузовиков, тогда еще не было. Для перевозки бойцов
обычные грузовые платформы оборудовались съемными поперечными скамейками. При
транспортировке грузов они укладывались на дно кузова. На ГАЗ-АА ставили четыре
таких скамейки, на которых размещались 16 человек. В непогоду кузова
покрывались тентом. Если на автомобиле перевозили станковый пулемет, то число
посадочных мест уменьшалось на два, а при перевозке его в боевом положении — на
четыре. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА
размещалась полковая пушка с передком и расчетом.
Сопоставляя технический уровень автомобильного парка Красной
Армии и армии противника, следует отметить чрезвычайное разнообразие и
разнотипность конструкций машин, имевшихся в вермахте. Хотя в рамках
автомобильной промышленности собственно Германии и существовала достаточно жесткая
унификация моделей, изготовлявшихся различными фирмами, эффекта эта мера не
дала. Кроме того, применявшиеся нацистами автомобили производства Франции,
Италии, Чехословакии и Австрии не были приспособлены к работе в зимних
условиях, имели недостаточную проходимость, были очень сложными в ремонте и
обслуживании, а большое разнообразие их моделей значительно затрудняло
снабжение запчастями, обучение личного состава и ремонт.
Автомобили Красной Армии были лишены этих недостатков. Кроме
того, несложная конструкция и высокая надежность значительно упрощали их
эксплуатацию и обслуживание.
Одно из ведущих предприятий автомобильной промышленности
СССР — Горьковский автозавод — с началом войны получил задание перейти на
выпуск легких танков, танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов.
Наряду с этим завод, правда уже в меньшем объеме, должен был продолжать выпуск
грузовиков ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА, а также самосвалов ГАЗ-410. Последние, хотя и
изготовлялись в ограниченном количестве, являлись единственными в годы войны
специализированными автомобилями для обслуживания строительства. На шасси
ГАЗ-ММ выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55, а на шасси ГАЗ-АА штабной
автобус ГАЗ-05-193, топливозаправщики, радиолокационные станции, походные
мастерские. В годы войны 3850 автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ были оборудованы
зенитными установками: пушками или счетверенными пулеметами.
Конструкция грузовиков ГАЗ-ММ, как, впрочем, и ГАЗ-АА, была
предельно упрощена, что диктовалось нехваткой металла и стремлением ускорить
производство. Вместо штампованных крыльев сложной конфигурации ставили сварные,
простой Г-образной формы. Передний буфер и правая фара отсутствовали. Тормоза
устанавливались только на задние колеса. У кузова открывался только задний
борт. На полуторках, выпускавшихся в 1942 году, вместо стальной кабины ставили
упрощенную, с брезентовыми верхом и пологами вместо дверей. С 1943 года стали
устанавливать деревянную закрытую кабину. Передняя ее стенка была такой же, как
у металлической. Основание и задняя стенка имели деревянный каркас и обшивались
досками. Крыша обтягивалась брезентом. Двери имели наружную деревянную
облицовку, выполненную заподлицо с каркасом двери, и внутреннюю обивку из
картона. Некоторые грузовики имели даже матерчатые двери-скатки, позднее двери
стали делать из доски-вагонки. Окно двери было раздвижным, а не опускающимся,
как обычно.
Противник отчетливо представлял себе громадную роль ГАЗа в
обеспечении Красной Армии боевой техникой. Поэтому в середине 1943 года, в дни
подготовки наступления на Курской дуге, гитлеровское командование попыталось с
помощью бомбардировок вывести завод из строя. В период с 4 июня по 5 июля
фашистская авиация совершила на него 25 налетов, в результате которых
предприятие понесло значительный ущерб, нарушился поточный производственный
цикл. Но, несмотря на бомбежки, выпуск оборонной продукции, в том числе и
полуторок, продолжался. К восстановительным работам были привлечены рабочие с
других предприятий. Уже 18 августа работали все цеха, а к 28 октября завод
восстановили полностью.
За годы войны Горьковский автозавод изготовил 102,3 тыс.
автомобилей всех типов. Сразу после войны автомобилестроителям предстояло
освоить выпуск новых моделей, сконструированных еще в годы войны, в том числе
грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Их освоение происходило одновременно с наращиванием
производства прежних моделей. В декабре 1945 года были собраны первые грузовики
ГАЗ-51, а в июне 1946 года начался их массовый выпуск. Вот когда пригодился
опыт военных лет — из-за отсутствия тонкого стального листа "полета первые” (
ГАЗ-51) ранних выпусков имели деревянные кабины и фанерные крылья. С конвейера
завода сходили последние полуторки ГАЗ-ММ. Их сборка была прекращена 10 октября
1949 года. Годом позже закончилось производство этих машин и на Ульяновском автозаводе,
выпускавшем их с 1947 года. С тех пор полуторатонные грузовые автомобили а
нашей стране больше не изготавливаются: ведь ГАЗ-51, хоть его по привычке и
называют полуторкой, имеет грузоподъемность 2 тонны.
Имя "полуторка" стало так популярно, что сейчас
почти все ошибочно называют полуторкой заодно и трёхтонку ЗиС-5, которых нынче
уцелело значительно больше. ЗиС-5 был снят с конвейера в Миассе только в 1958
году, когда полуторки уже почти исчезли с наших дорог.
|