ГАЗ-ААА 34 Основные модификации 3-осного грузовика ГАЗ-ААА:
ГАЗ-05-193 — штабной автобус (1936-45 гг.). Произведено 237
шт.
ГАЗ-60 — полугусеничный ГАЗ-ААА (1938-42 гг.)
ПАРМ-А — ремонтно-восстановительная машина.
БА-6 — бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1935-38 гг).
Выпущёно 386 шт.
БА-10, БА-10М — бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1938-41
гг). Выпущено 3311 шт.
СУ-12 — самоходная установка с 76,2-мм пушкой (1933-35 гг.).
Выпущен 51 экземпляр.
ЗСУ 61-К — 37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939 г
(61-К) на ГАЗ-ААА (1939 г.)
Кроме того на базе ГАЗ-ААА выпускался ряд специализированных
автомашин - пожарные, седельные тягачи, радиофургоны, прожекторные зенитные
установки ПО-15-8, РЛС обнаружения РУС-2 "Редут" и РУС-2с
"Пегматит", автомобильные зенитные установки (счетверённые пулемёты
"Максим" в кузове) и т.д.
3-осный грузовик ГАЗ-ААА (6x4) был разработан в 1934 г. при
участии известного конструктора В. А. Грачева. С точки зрения конструкции
ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Сначала на
нем использовали обычный 40-сильный мотор, но с 1936 г. стал применяться его
вариант в 50 л.с., который в США устанавливали на модели Форд-ВВ. При
проектировании нового грузовика были внесены ряд мелких изменений, например
немного была изменена форма крыла. Главными же особенностями ГАЗ-ААА стали
подвеска двух задних мостов на четырех продольных полуэллиптических рессорах
(вместо двух балансирных) и червячная главная передача для ведущих мостов, разработанные
на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Связанное с этим увеличение числа
колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и
оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь,
это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным
дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с
помощью установки на задние колеса гусеничных цепей "Оверолл. Автомобиль
мог перевозить по шоссе 2 т груза и развивал скорость 65 км/ч, а при подъеме с
полной нагрузкой можно было преодолевать подъем в 27 градусов.
Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый
двигатель, не позволявший использовать его в качестве тягача дивизионной
артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки
войск и грузов.
Кроме этого, шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для
производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов
ГАЗ-05-193, топливозаправщиков, походных мастерских, радиолокационных станций.
Шасси "трехоски" использовалось для установки на нем счетверенных
пулеметов "максим" или крупнокалиберного ДШК, на базе этой машины
выпускалась артустановка СУ-12 и бронеавтомобиль БА-10, а также одна из первых
советских радиолокационных станций РУС-2 "Редут".
По объему производства ГАЗ-ААА стал самой массовой машиной
повышенной проходимости. За период с 1934 по 1943 годы было изготовлено 37373
грузовика, большинство из которых использовалось в частях Красной Армии.
|