Грузовик ЯГ-7
В марте 1940 г. было принято решение о реконструкции ЯАЗ'а,
так как планы по строительству в Куйбышеве и Сталинграде заводов по
производству тяжелых грузовиков не реализовывались, и к концу 30-х гг. ЯАЗ
оставался единственным их поставщиком. Реконструкцию завода предстояло
завершить к 1942 г., с тем чтобы завод мог выпускать более 10 тыс. автомобилей
в год (в 1937 г. ЯАЗ изготовил 2730 машин, в 1938 г.- 2377).
В проектировании модернизированных конструкций для ЯАЗ
принимал активное участие головной НИИ отрасли - НАТИ. Во второй половине 1931
г. его специалисты разработали десять моделей, включая трехосные грузовики,
седельный тягач и автобусы.
Базовыми являлись Я-7 и Я-8. На них использовался
американский двигатель «Континенталь-21 Р» (6 цилиндров, 6850 см3, 102 л. с.
при 2400 об/мин), четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатый
демультипликатор конструкции НАТИ. Таким образом, автомобиль благодаря восьми
передачам получал более широкий диапазон тяговых усилий и скоростей движения,
мог буксировать прицеп и развивать скорость до 60 км/ч.
Среди других новых разработок НАТИ, примененных в
конструкции, - отштампованная из стального листа толщиной 8 мм рама, тормоза с
механическим приводом на все колеса. У Я-7 колесная база оставляла 4250 мм, а у
Я-8 - 4750 мм. Снаряженная масса опытных образцов оказалась больше, чем у ЯГ-3:
для Я-7 она равнялась 5700 кг, а для Я-8 - 5850 кг. При установке
демультипликатора масса возрастала еще на 50 кг.
Конечно, для автомобилей грузоподъемностью 6 т по шоссе
масса оставалась, как и для Я-5 и ЯГ-3, большой. Важно, однако, что конструкции
НАТИ сохранили преемственность с рядом узлов Я-5 и внешне мало отличались от
этой модели. Но и такие машины ЯАЗ освоить не смог.
По планам после реконструкции 1940-1942 гг. в Ярославле
предстояло перейти на полностью новую модель ЯГ-7 грузоподъемностью 5 т.
Опытные образцы этого автомобиля, кабина и оперение которого получили
современный внешний вид, появились уже в 1938 г. К сожалению, дизайн этой
машины повторял художественные решения, внедренные А. Сахновским на
американских грузовиках «Уайт» 1936 г. Для ЯГ-7 использовался модернизированный
двигатель ЗИС мощностью 80- 85 л. с. и его же коробка передач. Машина
задумывалась с двухступенчатым демультипликатором конструкции НАТИ, рамой,
отштампованной из стального листа толщиной 7 мм (лонжероны ее должен был
изготовлять ЗИС), пневматическими тормозами, новой рессорной подвеской на
резиновых опорах.
Полной реконструкции подвергся и редуктор заднего моста. Он
оставался двухступенчатым, но вместо пары цилиндрических прямозубых шестерен
получил шевронные, а коническая прямозубая пара уступила место коническим
шестерням со спиральным зубом.
С вводом в строй Уфимского моторостроительного завода
(постановление о его строительстве ВСНХ СССР принял 27 июля 1931 г.), которому
предстояло выпускать автомобильные дизели НАТИ-МД-23 мощностью 110-120 л. с.,
ЯГ-7 должен был уступить место машине ЯГ-8. На этом грузовике сохранялись,
кроме силового агрегата, все основные узлы ЯГ-7, но колесная база возрастала до
5000 мм, а грузоподъемность - до 7 т.
Реконструкция ЯАЗа по многим причинам затянулась, и, чтобы
как-то поднять технический уровень выпускаемых им машин, в 1940 г. завод
перешел на производство слегка модернизированной машины ЯГ-6А, которую выпускал
вплоть до 1942 г, от планов же выпуска ЯГ-7 пришлось отказаться.
|