Ильюшин Ил-2
(1939 год)
Один из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны
Ильюшин Ил-2 производился в огромных количествах. Советские источники называют
цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или
БШ-2, разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным
конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое
целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и
топливный бак. Самолет прекрасно подходил к определенной для него роли штурмовика,
так как был хорошо защищен при штурмовке с малых высот, но от него отказались в
пользу более легкой одноместной модели – самолета ЦКБ-57, который имел
двигатель АМ-38 мощностью 1268 кВт (1700 л.с.), приподнятый, хорошо обтекаемый
фонарь кабины пилота, две пушки калибра 20 мм вместо двух из четырех
установленных на крыле пулеметов, а также подкрыльные ракетные пусковые
установки. Первый опытный образец поднялся в воздух 12 октября 1940 г.
Серийные экземпляры, обозначенные Ил-2, в целом были похожи
на модель ЦКБ-57, но имели модифицированное лобовое стекло и укороченный
обтекатель задней части фонаря кабины пилота. Одноместный вариант Ил-2 быстро
доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение
1941-42 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень велики.
В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в
соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. У самолета Ил-2М в задней
кабине под общим фонарем располагался стрелок. Два таких самолета прошли летные
испытания в марте, а серийные машины появились в сентябре 1942 г. Другие
изменения включали установку более мощного двигателя АМ-38Ф, замену двух 20-мм
пушек ШВАК более эффективными 23-мм пушками ВЯ, а также различные
аэродинамические усовершенствования. Новый вариант самолета Ил-2 Тип 3 (или
Ил-2м3) впервые появился в Сталинграде в начале 1943 г. Проходивший испытания в
1942 г. самолет имел новое крыло с прямой стреловидностью (150 по передней
кромке) на внешних консолях крыла.
Благодаря значительному улучшению своих летных характеристик
и боевых качеств Ил-2 Тип 3 стал самым массовым вариантом самолета Ил-2.
Штурмовики Ил-2 использовались со значительно большим тактическим эффектом в
1944-45 гг., после того как был тщательно продуман способ их применения и в
широком масштабе обеспечена поддержка истребителей. Усиление вооружения
включало кассеты, содержащие до 200 ПТАБ (противотанковых авиационных бомб),
использование противосамолетного гранатомета ДАГ-10, а также установку на
ограниченном количестве самолетов Ил-2 Тип 3М пары пушек НС-11 или П-37 калибра
37 мм, которые находились в обтекателях.
Самолеты Ил-2 использовались ВМС СССР для противокорабельных
операций, кроме этого, разрабатывались специализированные
бомбардировщики-торпедоносцы Ил-2Т. На суше этот самолет использовался при
необходимости для проведения разведки и постановки дымовых завес.
На последнем году Второй мировой войны самолеты Ил-2
использовались польскими и чехословацкими подразделениями, летавшими совместно
с советскими. Эти штурмовики оставались на вооружении ВВС СССР на протяжении
нескольких послевоенных лет и чуть более длительное время в других странах
Восточной Европы. С сентября 1941 г. по апрель 1942 г. широко испытывался
экспериментальный самолет Ил-2, оснащенный звездообразным двигателем М-82, но
его серийное производство начато не было. Учебно-тренировочный вариант самолета
был известен под обозначениями У-Ил-2 или Ил-2У.
|
Двигатели |
||||||||||
|
Вооружение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|