Яковлев Як-1
(1940 год)
В творческом соревновании конструкторских бюро,
разрабатывавших в конце тридцатых годов новые истребители, большого успеха
добился коллектив, которым руководил А.С.Яковлев. Созданный им опытный
истребитель И-26 отлично прошел испытания и под маркой Як-1 был принят в
серийное производство. Самолет Як-1 — по схеме — низкоплан, один из самых
легких истребителей тех лет. Его взлетный вес — 2847 кг при весе пустого 2347
кг. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа форменный, сварной из стальных
хромансилевых труб, обшивка носовой части дюралевая, хвостовой — полотняная.
Крыло площадью 17,15 квадратных метров деревянное, без разъемов, оклеенное
полотном. Каркас оперения — дюралевый, обшивка — полотно. Бортовое вооружение —
одна пушка ШВАК калибра 20 мм для стрельбы через ось редуктора двигателя и два
скорострельных пулемета ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал
скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим
пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.
В годы Великой Отечественной войны он неоднократно
модифицировался. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М
и Як-3. Як-1М — одноместный истребитель, развитие Як-1. Создан в 1943 г. в двух
экземплярах: опытный экземпляр N 1 и дублер. Двигатель на экземпляре N 1 —
ВК-105ПФ мощностью 1180 л. с. с винтом ВИШ-61П, а на дублере — тот же
двигатель, но форсированный по наддуву с 1050 до 1100 мм рт. ст. с винтом-автоматом
ВИШ-105СВ. Мощность увеличилась до 1240 л. с. Як-1М был самым легким и
маневренным истребителем в мире для своего времени. В нем был воплощен весь
опыт конструкторской работы ОКБ по истребителям ЯК предшествовавших типов.
Общий стиль конструкции был сохранен, но вся она пересмотрена и пересчитана в
сторону максимального снижения массы, уменьшения габаритов и улучшения
аэродинамики. Площадь и размах крыла уменьшены соответственно на 2,3 кв. метра
и на 0,80 м и составляли 14,85 квадратных метров и 9,20 м при прежних размерах
фюзеляжа. Полотняная обшивка фюзеляжа заменена фанерной. Произведена
тщательнейшая отделка крыла и всего самолета. Стойки шасси удлинены на 100 мм и
увеличен ход поршней до 180 мм, что обеспечило идеальную амортизацию при самых
грубых посадках. Водорадиатор глубоко утоплен в фюзеляж. Маслорадиатор
перенесен из-под мотора в крыло. Входные отверстия в туннеле двух
маслорадиаторов расположены в носке крыла с обеих сторон капота. Запас бензина
был уменьшен на 30 кг и составлял 275 кг, а масла — 20 кг. Вооружение: на
экземпляре N 1 — одна пушка ШВАК и один пулемет УБС, а на дублере — одна
опытная пушка ША-20М и два синхронных пулемета УБС. В результате осуществления
указанных мероприятий полетная масса снизилась до 2655 — 2660 кг, а летные
качества существенно улучшились.
Первый экземпляр Як-1М был закончен производством 15 февраля
1943 г., проходил заводские испытания с 28 февраля по 7 июня (летчики А. К.
Кокин и П. Я. Федрови), госиспытания — с 7 июня по 7 июля и вторично 21 — 23 июля
1943 г. для проверки возможности форсирования двигателя до мощности 1240 л. с.
Дублер, выпущенный 17 сентября 1943 г., проходил заводские испытания 20 — 30
сентября (летчик П.Я.Федрови) и госиспытания 6 — 15 октября 1943 г. Летчик
А.Г.Прошаков, развил скорость у земли 570 км/ч, на высоте 4300 м — 651 км/ч,
время виража 17 с, дальность до 900 км. Оценка была блестящая: Як-1М прошел
госиспытания быстро и успешно и был рекомендован в массовое производство взамен
Як-1 под маркой Як-3. Первые серии Як-1 имели характерную особенность в своей
схеме и внешнем виде — пологий гаргрот от кабины летчика до киля. Гаргрот
улучшал аэродинамические формы самолета, но несколько ограничивал обзор назад.
В дальнейшем по предложению фронтовиков серийные самолеты
Як-1 имели пониженный гаргрот и видоизмененный фонарь кабины. Конструкторский
коллектив внес еще некоторые улучшения, благодаря которым был уменьшен взлетный
вес машины (он стал равен 2660 кг) и повысились ее летные качества. Этот
вариант истребителя называли Як-1М.
|
Двигатели |
||||||||||
|
Вооружение |
||||||||||||||||||
|