Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3
(1940 год)
Внедрение самолета не проходило гладко, так как самолет и
его чертежи были еще достаточно "сырые", не доработанные до серийного
выпуска. Наладить поточное производство не удавалось. С выходом серийных
самолетов и их поступлением в воинские части стали приходить пожелания и
требования усилить вооружение и увеличить объем баков. Увеличение емкости
бензобаков позволило увеличить дальность полета с 660 до 1000 км. Были
установлены автоматические предкрылки, но в серии больше шли обычные самолеты.
Заводы, выпустив около 100 машин ЛаГГ-1, начали строить его вариант — ЛаГГ-3.
Все это по мере сил выполнялось, но самолет утяжелялся и летные качества его
снижались. Кроме того, зимний камуфляж — шершавая поверхность окраски — ухудшил
аэродинамику самолета (а опытный экземпляр темно-вишневого цвета был
отполирован до блеска, за что его называли "рояль" или
"радиола"). Общая культура веса в самолетах ЛаГГ и Ла была ниже, чем
в самолетах Як, где она была доведена до совершенства. Но живучесть конструкции
ЛаГГ (а затем Ла) была исключительной ЛаГГ-3 в первый период войны был одним из
основных фронтовых истребителей. В 1941-1943 гг. заводы построили свыше 6,5
тыс. самолетов ЛаГГ.
Это был свободнонесущий низкоплан, имевший гладкие обводы и
убирающееся шасси с хвостовым колесом; он был уникален среди истребителей того
времени, потому что имел цельнодеревянную конструкцию, за исключением имевших
металлический каркас и полотняную обшивку рулевых поверхностей; фюзеляж,
хвостовое оперение и крылья имели деревянную силовую конструкцию, к которой
были прикреплены с помощью фенол-формальдегидной резины диагональные полосы
фанеры.
Было построено более 6500 самолетов ЛаГГ-3, причем поздние
варианты имели убирающееся хвостовое колесо и возможность переносить
сбрасываемые топливные баки. Из вооружения устанавливалась 20-мм пушка,
стрелявшая через втулку винта, два пулемета калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), и
подкрыльные крепления для неуправляемых ракет или легких бомб.
Вооружение серийных ЛаГГ-3 состояло из одной пушки ШВАК ,
одного-двух БС и двух ШКАС , еще подвешивались 6 снарядов РС-82. Были еще
серийные самолеты с пушкой 37-мм Шпитального Ш-37 (1942 г.) и Нудельмана НС-37
(1943 г.). ЛаГГ-3 с пушкой Ш-37 называли "истребителем танков".
ЛТХ ЛаГГ-3
|
Размах,
м
|
9,80
|
Длина, м
|
8,81
|
Площадь
крыла, м2
|
17,51
|
Вес
пустого, кгс:
|
2700
|
Вес
взлетный, кгс:
|
3150
|
Максимальная
скорость у земли, км/ч
|
542
|
Максимальная
скорость на высоте 3560 м, км/ч
|
591
|
Время
набора высоты 5000 м, мин
|
5,6
|
Дальность,
км
|
650
|
Потолок,
м
|
9600
|
Экипаж,
чел
|
1
|
|
Двигатели
|
|
Кол-во
|
Тип
|
Модель
|
Мощность, л.с.
|
1
|
1
|
ПД
|
М-105ПФ (1210 л.с.)
|
1х1210
|
|
Вооружение
|
|
Кол-во
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Боекомплект / Нагрузка, кг
|
1
|
1
|
Пушка
|
20
|
ШВАК (м-п)
|
|
2
|
1
|
Пулемет
|
12,7
|
УБС
|
|
3
|
|
Бомбы
|
|
|
200 кг
|
4
|
6
|
Ракеты
|
|
РС-82
|
|
|