Лавочкин Ла-5
(1942 год)
Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные
машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных
успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьезными
преимуществами перед фашистскими самолетами такого же класса. Его скорость —
613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей
противника. Фюзеляж — полумонокок, выклеенный из березового шпона толщиной
1,15-0,75 мм в пять-восемь слоев, с уменьшением толщины от носа к хвосту. На
первых порах еще оставалась двойная обшивка фюзеляжа за капотом, но потом
фюзеляж полностью переделали в полном соответствии с габаритами двигателя М-82.
Крыло — двухлонжеронное, площадью 17,56 квадратных метров и размахом 9,8 м, с
предкрылками. Элероны небольшого размаха, щелевые, обшивка — полотно. Обшивка
крыла — фанера в 3 мм. Вооружение Ла-5 состояло из двух синхронных пушек ШВАК.
Оперативность выполнения большого объема доводочных работ в
ходе испытаний Ла-5 в значительной степени определялась тесным взаимодействием
КБ С.А.Лавочкина с НИИ ВВС, ЛИИ, ЦИАМ и КБ А. Д. Швецова. Благодаря этому
удалось в кратчайшие сроки решить множество вопросов, связанных в основном с
компоновкой силовой установки, и довести Ла-5 до серии, прежде чем на конвейере
вместо ЛаГГа появился другой истребитель.
Производство Ла-5 быстро наращивалось, и уже осенью 1942 г.
под Сталинградом появились первые авиационные полки, имевшие на вооружении этот
истребитель. Надо сказать, что Ла-5 не был единственным вариантом переделки
ЛаГГ-З под мотор М-82. Еще летом 1941г. подобную модификацию осуществили в
Москве под руководством М. И. Гудкова (самолет назывался Гу-82). Этот самолет
получил хороший отзыв НИИ ВВС. Последующая эвакуация и, видимо, недооценка в
тот момент важности такой работы сильно затянули испытания и доводку этого
истребителя.
Что касается Ла-5, то он быстро завоевал признание. Большие
скорости горизонтального полета, неплохая скороподъемность и приемистость в
сочетании с лучшей, чем у ЛаГГ-З, маневренностью на вертикалях, обусловили
резкий качественный скачок при переходе от ЛаГГ-З к Ла-5. Мотор воздушного
охлаждения имел большую живучесть, чем мотор жидкостного охлаждения, и
одновременно являлся своеобразной защитой летчика от огня с передней полусферы.
Используя это свойство, летчики, летавшие на Ла-5, смело шли в лобовые атаки,
навязывая противнику выгодную для себя тактику боя.
Но все достоинства Ла-5 на фронте проявились не сразу.
Первое время из-за ряда "детских болезней" его боевые качества
существенно снижались. Конечно, при переходе к серийному выпуску летные данные
Ла-5 по сравнению с его опытным экземпляром несколько ухудшились, но не столь
значительно, как у других советских истребителей. Так, скорость на малых и
средних высотах снизилась всего на 7-11 км/ч, скороподъемность почти не
изменилась, а время виража благодаря установке предкрылков даже уменьшилось с
25 до 22,6 с. Однако реализовать максимальные возможности истребителя в бою
было трудно. Перегрев мотора ограничивал время использования максимальной
мощности, маслосистема нуждалась в доработке, в кабине летчика температура
воздуха достигала 55- 60°С, нуждалась в улучшении система аварийного сброса
фонаря и качество плексигласа. В 1943 г. было выпущено 5047 истребителей Ла-5.
|
Двигатели |
||||||||||
|
Вооружение |
||||||||||||
|