Легкий бронеавтомобиль ЛБ-23
(1939 год)
К началу 1940-х годов двухосный
БА-20 с приводом только на задние колеса уже не соответствовал требованиям,
которые военные предъявляли к бронеавтомобилям. Армия остро нуждалась в
небольшой разведывательно-связной бронемашине, обладавшей хорошей подвижностью
и высокой проходимостью. Для замены БА-20 был разработан трехосный
неполоприводной (6x4) бронеавтомобиль БА-21. Однако вскоре выяснилось, что для
этой более тяжелой машины мощности 36,7-киловаттного (50 л. с.) двигателя от
«эмки» уже не хватает.
В 1939 году на заводе № 38 был
разработан легкий трехосный неполноприводой (6x4) бронеавтомобиль ЛБ-23, базой
для которого послужило шасси грузового автомобиля ГАЗ-22.
ЛБ-23 был построен по привычной
компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими
колесами и двумя задними ведущими мостами. Полностью закрытый корпус машины
сваривался из листов катаной стали различной толщины, которые повсюду
устанавливались с рациональными углами наклона. Толщина бронировки бортов и
башни составляла 10 мм, в лобовой проекции бронирование было усилено до 11 мм,
что обеспечивало вполне надежную защиту экипажа, состоявшего из трех человек,
от пуль и осколков снарядов и мин малого калибра. Для входа и выхода экипажа из
машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери.
Слева в отделении управления
сидел водитель, справа от него — командир машины. Перед ним в лобовом листе
корпуса в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ. Командиру
приходилось не только вести огонь из пулемета, но и поддерживать радиосвязь с
помощью радиостанции 71-ТК-1, оборудованной штыревой антенной. На крыше корпуса
была установлена башня кругового вращения, вооруженная 7,62-мм пулеметом ДТ.
Боекомплект к пулеметам состоял из 1890 патронов.
При использовании
36,7-киловаттного двигателя ГАЗ-М1 скорость броневика не превышала 52 км/ч,
поэтому ЛБ-23 оснастили шестицилиндровым карбюраторным рядным двигателем
жидкостного охлаждения «Додж», развивавшим мощность 52,9 кВт (72 л с). Это
позволяло 3,5-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной
скоростью 72 км/ч, при этом запас хода бронеавтомобиля достигал 200–238 км.
В неполноприводной (6x4) ходовой
части с подвеской на полуэллиптических рессорах использовались односкатные
колеса с пулестойкими шинами типа ГК. ЛБ-23 преодолевал подъемы крутизной 20° и
броды глубиной 0,8 м.
Тактико-технические
характеристики ЛБ-23
|
Боевая
масса, т
|
3,5
|
Экипаж,
чел.
|
3
|
Длина
|
4226
|
Ширина
|
1778
|
Высота
|
2268
|
Дорожный
просвет
|
195
|
Броня,
мм:
|
10-11
|
Борт
корпуса
|
10
|
Лоб
корпуса
|
11
|
Башня
|
10
|
Скорость
максимальная по шоссе, км/ч:
|
72
|
Запас
хода, км
|
200-238
|
Подъем,
град
|
20
|
Брод, м
|
0,8
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, квт
|
1
|
К
|
«Додж», 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный,
жидкостного охлаждения, мощность 52,9 кВт
|
1
|
52,9
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТ
|
2
|
1890
|
|
|