Легкий разведывательный бронеавтомобиль БА-20
(1936 год)
В 1936 г на базе двухосного легкового автомобиля ГАЗ-М1,
выпускавшегося на Горьковском автозаводе с того же года, на Выксунском заводе
началось серийное производство бронемашины БА-20, которое продолжалось до
самого начала Великой Отечественной войны.
Этот легкий бронеавтомобиль как и его модернизированный
вариант БА-20М, стал самой массовой колесной боевой машиной Красной Армии.
Бронеавтомобиль БА-20 был построен по компоновочной схеме с
передним расположением двигателя и задним — боевого отделения передние колеса
являлись управляющими, задние — ведущими.
Полностью закрытый цельносварной корпус БА 20 изготавливался
из листов катаной стали толщиной от 4 до 6 мм которые устанавливались по бортам
с небольшими углами наклона. У лобового и кормового листов этот угол был
значительно больше, что повышало их пулестойкость. Такая бронировка
обеспечивала защиту экипажа состоявшего из двух человек от обычных пуль
выпущенных с расстояния 80–100 м. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах
имелись прямоугольные двери с наружными петлями. В нижней части кормового листа
имелся кронштейн на котором крепились запасные колеса.
В отделении управления, расположенном за моторным отсеком,
слева располагалось сиденье водителя, справа от него — сиденье командира
машины. Обзор им обеспечивали два лобовых окна, оборудованных бронекрышками со
смотровыми щелями и две смотровые щели в бортовых дверях. На крыше задней части
корпуса была установлена коническая башня кругового вращения с маленьким
бронекуполом, являвшимся крышкой башенного люка и при открывании откидывавшимся
назад. В лобовом листе башни в шаровой установке был смонтирован 7 62-мм
пулемет ДТ, наводившийся на цель в вертикальной плоскости в секторе от -13° до
+23°. Возимый боекомплект к нему состоял из 1386 патронов. Вращение башни
осуществлялось вручную с помощью механического привода.
В передней части корпуса в моторном отсеке был установлен
четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения
ГАЗ-М1, развивавший мощность 36 7 кВт (50 л.с. ), что позволяло 2,3-тонной
бронемашине двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной
скоростью 90 км/ч. При полной заправке топливом БА-20 мог пройти от 270 до 350
км в зависимости от дороги.
Доступ к двигателю и его узлам с целью ремонта и текущего
обслуживания обеспечивали откидная крышка верхней части бронекапота и
откидывавшиеся вверх эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В
переднем бронелисте последнего выштампованном в форме широкой буквы V имелись
две подвижные створки на шарнирных петлях, которые регулировали приток
охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. В боевой обстановке бронестворки
закрывались, чтобы предотвратить повреждение радиатора пулями и осколками
снарядов и мин. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая
подвижная панель которая находилась позади откидной крышки бронекапота.
В заднеприводной (4x2) ходовой части с усиленной подвеской
на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса с пулестойкими
шинами ГК, заполненными губчатой резиной. Передние и задние колеса прикрывали
крыпья обтекаемой формы, которые внизу смыкались с подножкой образуя с ней
единое целое. На подножках перед задними крыльями крепились ящики с запасными
частями и инструментами.
Из-за неполного привода БА-20 имел ограниченную проходимость
при движении по пересеченной местности. Его тяговые свойства также оставляли
желать лучшего — машина могла преодолеть подъем с крутизной не более 15°.
Для движения в темное время суток бронемашина была
оборудована фарами, установленными на передних крыльях по обе стороны от
лобового листа моторного отсека.
В состав стандартного оборудования разведывательного
бронеавтомобиля БА-20 входила радиостанция 71-ТК-1 и поручневая антенна смонтированная на кронштейнах вокруг
корпуса на уровне крыши.
В 1936 году был построен вариант бронемашины для движения по
железной дороге. Эта модификация получившая обозначение БА-20жд, при боевой
массе 2,78 т развивала на рельсах скорость 80 км/ч и имела запас хода 430–540
км. Экипаж БА-20жд состоял из трех человек.
Модернизированный вариант БА-20М появился в 1938 году и
отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием
дополнительного топливного бака и новой радиостанцией 71-ТК-3. Соответственно,
вместо поручневой антенны была установлена штыревая. С экипажем из трех человек
боевая масса БА-20М возросла до 2,52 т, что не лучшим образом отразилось на
подвеске и проходимости бронеавтомобиля. Максимальная скорость перетяжеленной
машины резко упала и составила всего 50 км/ч.
Бронемашины БА-20 и БА-20М состояли на вооружении Красной
Армии и принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а
затем на фронтах Великой Отечественной войны.
Летом 1941 года немецкие войска захватили около сотни
бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М. Трофейные машины попали в полицейские части и
войска СС под обозначением ВА 20(г) и ВА 202 (г) соответственно. Бронемашины ВА
202(г) состояли на вооружении разных частей, в том числе 7-й горнострелковой
добровольческой дивизии СС «Принц Ойген». Броневики БА-20жд приспособленные для
движения по железнодорожным путям, немцы использовали в качестве
разведывательных машин в составе некоторых бронепоездов действовавших на
Восточном фронте.
Тактико-технические
характеристики БА-20
|
Боевая
масса, т
|
2,3
|
Экипаж,
чел.
|
2
|
Длина
|
4100
|
Ширина
|
1800
|
Высота
|
2300
|
Дорожный
просвет
|
240
|
Броня,
мм:
|
4-6
|
Лоб
корпуса
|
6
|
Борт
корпуса
|
6
|
Лоб
башни
|
6
|
Крыша
|
4
|
Скорость
максимальная по шоссе, км/ч:
|
90
|
Запас
хода, км
|
270-350
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, квт
|
1
|
К
|
ГАЗ М1, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный,
жидкостного охлаждения, мощность 36,7 кВт
|
1
|
36,7
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТ
|
1
|
1386
|
|
|