Легкий танк Т-26
(1931 год)
Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О
состоянии обороны СССР», конструкторы приступили к разработке основного танка
общевойсковых соединений. По тогдашним понятиям, им должен был стать легкий
танк, дешевый в производстве, простой в обслуживании. Образцом послужил
приобретенный закупочной комиссией И. А. Халепского английский танк «Виккерс
6-тонный» («Виккерс» Е), вместе с которым купили лицензию на производство, но
не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13
февраля 1931 года после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк Т-26
приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца.
Он появился в том же году под названием Т ММ-1. По сравнению
с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за
установки двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Два
пулемета «виккерс» с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а
советский ДТ — справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса
танка доходила до 8т, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до
30 км/ч. Есть сведения, что было изготовлено около десятка Т ММ-1.
В следующем году появился Т ММ-2 с одной башней для 37-мм
пушки (боевая масса — 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость — 30 км/ч, экипаж —
3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений). Оба Т
ММ не удовлетворили военных, и в производство пустили «Виккерс» с некоторыми
изменениями.
Его делали на заводе «Большевик» с привлечением специалистов
и мощностей «Красного путиловца». Дальнейшую работу по модернизации танка
поручили коллективу специалистов во главе с С.А. Гинзбургом. 15 первых машин
приняли участие в военном параде 7 ноября 1931 года.
В отличие от «Виккерса» на Т-26 толщина брони достигала 15
мм. На машине устанавливался 90-сильный двигатель марки «Т-26» с воздушным
охлаждением, который позволял развивать скорость 30 км/ч. Масса танка достигла
8,2 т. Обслуживал его экипаж из 3 человек. На Т-26 образца 1931 года
радиостанция не устанавливалась. Из конструктивных особенностей танка следует
отметить механическую ступенчатую коробку передач, имевшую пять передач
переднего и одну заднего хода. Подвеска была блокированной на четыре катка.
Ведущие колеса располагались в передней части корпуса.
Внешне Т-26 почти не отличался от прототипа, если не считать
измененной передней части корпуса и вооружения. Каждая башня могла
поворачиваться на 240°, в переднем и заднем секторах (по 100°) они могли вести
огонь по одной цели. По мнению англичан, такое расположение вооружения
обеспечивало наибольший .темп стрельбы с обоих бортов, однако из-за малого
погона башен оказалось весьма затруднительно разместить в них пушки и
концентрировать огонь на один борт. Кроме того, башни нередко заклинивало.
С1932 года в правой башне стали размещать 37-мм пушку
«гочкис» или 37-мм пушку Б-3 конструкции П. Н. Сячинтова. Боевая масса танка
возросла до 8,4 т, остальные характеристики остались прежними. В 1933 году на
базе Т-26 образца 1931 года создали огнеметный ОТ-26. Для этого сняли левую
башню, а в правой установили огнемет (дальность действия 35 м), спаренный с
7,62-мм пулеметом. Масса ОТ-26 - 9 т, экипаж — 2 человека.
Хотя довольно быстро выяснилось, что башни мешают друг
другу, тем не менее до августа 1933 года выпустили более 1600 двухбашенных
танков Т-26. С 1933 года их выпуск был прекращен.
В 1933 году появилась новая модификация Т-26 с одной
цилиндрической башней. Этот танк оснастили 45-мм танковой пушкой образца 1932
года. Весил он 9,4т, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. На 11 см
увеличилась высота машины, остальные данные остались прежними. Танки командиров
оснащались радиостанцией с поручневой антенной, при этом боекомплект пришлось
ограничить 96 снарядами. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник
обычно сосредоточивает огонь именно на них, поэтому поручневую антенну заменили
менее заметной штыревой. Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над
пушкой для ведения огня ночью.
С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять при
помощи электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки
уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость
бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т.
На танках 1936 года начали устанавливать пулемет в кормовой
нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные
изменения внесли в ходовую часть — танк потяжелел до 9,65 т.
С 1937 года на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный
на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель
форсировали до 95 л. с. Боевая масса достигла 9,75 т.
Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные
из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков
возросла с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла
до 10,25т.
Начиная с 1938 года на танках начали устанавливать
стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости.
Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную
коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект
пушки довели до 165 снарядов (на машинах без рации до 205). Увеличив степень
сжатия в цилиндрах двигателя, его мощность повысили до 97 л. с. С 1940 года
подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо
цементированной.
Наконец для усиления бронезащиты около сотни танков в ходе
советско-финской войны срочно оснастили навесными бронеэкранами, при этом
толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60 мм. Иногда
эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены.
Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в
июле — августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из
неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких
танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся
«химическими») и саперные (мостовые).
Т-26 были предназначены для непосредственной поддержки
пехоты в составе стрелковых соединений (батальон Т-26 входил в состав ряда
стрелковых дивизий) и дальней поддержки пехоты в составе моторизованных
подразделений, а также для выполнения самостоятельных тактических и оперативных
задач.
Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью
управления, не требовал большого ухода. Компоновка следовала классической
схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное.
Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным
расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился
182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона,
5-скоро-стной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части
корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов. Ведущее колесо
находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными
катками. Радиостанции пулеметные танки не имели. 45-мм пушки образцов 1932,
1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в
вертикальной плоскости от-5° до +22° обладали одинаковыми баллистическими
характеристиками и отличались лишь некоторыми усовершенствованиями. Начальная
скорость бронебойного снаряда была 760 м/с и на дистанции 100 мои пробивал
32-мм броню, начальная скорость фугасного снаряда достигала 335 м/с.
В 1936 году на базе однобашенного танка того же года
появился ОТ-130, у которого огнеметом заменили пушку, но сохранили пулемет.
Запас огнесмеси довели до 400 л, дальность огнеметания достигла 50м. Масса
танка — 10 т, экипаж — 2 человека, дальность огнеметания — 45 м.
В 1938-1940 годах появились новые модификации огнеметных
машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5т, имел два пулемета. И
наконец в 1940 году изготовили ОТ-134 (масса — 10,8 т, экипаж — 3 человека), в
конической башне которого находились 45-мм пушка и пулемет, а в переднем
верхнем листе корпуса — огнемет. Дальность огнеметания достигла 50 м.
В 1933 году был разработан мостоукладчик с надвижным мостом
длиной 7 м и грузоподъемностью 14т. По 1935 год их построили 65 единиц. В 1934
году изготовили опытные бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, а
также ТР-4-1 для снабжения боеприпасами танковых частей, и в 1935-1936 годах
два танка-танкера Т-26Ц для подвоза горючего (Ц-цистерна).
В том же году испытали комплект надувных поплавков для
движения Т-26 на плаву, а в следующем — оборудование для хождения по дну реки
озер на глубине до 5 м. Танки, оснащенные им, получили обозначение Т-26ПХ.
Существовали танки-тральщики без пушки, с навесным ножевым
или цепным тралом, скорость траления противотанковых мин составляла 5-6 км/ч.
Как уже упоминалось выше, на основе Т-26 создавались опытные
самоходные артиллерийские установки. Все они проектировались под руководством
П. Н. Сячинтова и Л. С. Троянова.
Тактико-технические характеристики Т-26 образца 1931 года
|
Боевая масса, т
|
8,2
|
Экипаж, чел.
|
3
|
Длина, мм
|
4620
|
Ширина, мм
|
2440
|
Высота, мм
|
2190
|
Броня, мм:
|
6-15
|
Лоб, борт, корма
|
15
|
Крыша
|
6-10
|
Днище
|
6
|
Удельное давление на грунт, кг/см2
|
0,76
|
Скорость (по шоссе), км/ч
|
30
|
Запас хода (по шоссе), км
|
100-140
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
К
|
Т-26, 4-цилиндровый,
воздушного охлаждения, мощность 90 л. с.
|
1
|
90
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
до 1932
|
Пулемет
|
7,62
|
|
2
|
|
с 1932
|
Пушка
|
37
|
Б-3
|
1
|
|
|
Пулемет
|
7,62
|
|
1
|
|
|
|