Легкий танк Т-50
(1941 год)
В 1939 году на Ленинградском заводе опытного машиностроения
имени С. М. Кирова (завод № 185) бригадой конструкторов под руководством С. А.
Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты «СП». В 1940
году этот танк — «объект 126» (или Т-126СП, как его чаще называют) — был
построен. По своей броневой защите он соответствовал среднему танку Т-34 — его
корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 45 мм, днище и крыша —
толщиной 20 мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол
наклона 40-57 градусов.
В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка
образца 1934 года (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею пулемет ДТ. В
лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой установке
располагался пулемет ДС. Шестицилиндровый дизель В-3 мощностью 250 л. с.
позволял 17-тонной боевой машине двигаться с максимальной скоростью 35 км/ч.
Ходовая часть танка состояла из шести необрезиненных опорных
катков с внутренней амортизацией на борт, направляющего колеса, ведущего колеса
кормового расположения со съемным зубчатым венцом и трех поддерживающих катков.
Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии
входили: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая
коробка передач, многодисковые бортовые фрикционы и бортовые передачи.
Танк Т-126СП по своей броневой защите и огневой мощи
превосходил легкие и большинство средних танков других стран. Для танка
сопровождения пехоты скорость была вполне достаточной, к недостаткам же машины
можно было отнести небольшой запас хода и стесненность рабочих мест четырех
членов экипажа. Этот недостаток устранили, убрав на втором образце танка
курсовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой крышкой на болтах. Кроме
того, необрезиненные облегченные опорные катки были заменены на обрезиненные.
В таком виде «объект 126» поступил на Ленинградский
машиностроительный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова, где на его основе под
руководством ведущего конструктора Л. С. Троянова разработали и в январе 1941
года построили легкий танк Т-50. Этот танк предназначался для замены в войсках
легких танков Т-26 и по первоначальным планам перевооружения Красной Армии
должен был стать наиболее массовым.
По своей конструкции и внешнему виду он мало чем отличался
от Т-126СП. Как и у последнего, листы корпуса Т-50 соединялись сваркой и
располагались под большими углами наклона. В верхнем лобовом листе находился
люк механика-водителя, курсовой пулемет отсутствовал.
Башня — сварная, обтекаемой формы с плоским кормовым листом,
где имелся люк, закрываемый дверцей. В задней части крыши башни устанавливалась
командирская башенка, смотровые щели которой прикрывались броневыми щитками. За
счет уменьшения толщины броневых листов, внедрения принципа дифференцированного
бронирования и наряду с этим увеличения мощности двигателя удалось добиться
существенного прироста скорости движения.
В апреле 1941-го Т-50 был принят на вооружение Красной
Армии, однако до начала Великой Отечественной войны завод № 174 не выпустил ни
одного серийного танка и фактически продолжал выпускать Т-26. Серьезные
трудности возникли и с освоением дизельного двигателя В-4. Ценой неимоверных
усилий во втором полугодии удалось изготовить 50 танков. Попытка развернуть производство
Т-50 на заводе № 37 в Москве не увенчалась успехом. Этот завод не без труда
справлялся с выпуском 5-тонного Т-40, 14-тонный Т-50 был ему явно «не по
зубам».
В августе завод № 174 эвакуировали — большей частью в Омск,
а также в Нижний Тагил и Барнаул. 13 октября ГКО принял решение о строительстве
в Барнауле двух заводов: одного по производству танков Т-50 и второго — по
изготовлению для этих танков дизелей В-4. Однако в январе 1942 года
производство Т-50 и двигателей к ним прекратили. Завод № 174 в Омске, выпустив
в 1942 году 15 танков, перешел на изготовление Т-34.
О боевой судьбе танков Т-50 известно очень мало. Боевые
машины, изготовленные в Ленинграде, находились на вооружении одной из танковых
бригад, действовавшей на Карельском перешейке.
Необходимо упомянуть еще об одном варианте танка Т-50 —
«объекте 211» — в инициативном порядке разработанном и построенном в 1941 году
на Ленинградском Кировском заводе. Ведущим конструктором его был А. С.
Ермолаев. Сварной корпус боевой машины имел суженную носовую часть с
люком-пробкой механика-водителя. Башня также делалась сварной и имела
коническую удлиненную форму. Вооружение и силовая установка идентичны
«пятидесятке» 174-го завода. «Кировский» вариант был несколько легче
«ворошиловского», однако существенных преимуществ перед ним не имел, а форма
его корпуса оказалась менее удачной. С началом войны эту работу на Кировском
заводе прекратили, а единственный изготовленный образец участвовал в обороне
Ленинграда.
Тактико-технические
характеристики
Т-50
|
Боевая
масса, т
|
13,8
|
Экипаж,
чел.
|
4
|
Длина,
мм
|
5200
|
Ширина,
мм
|
2470
|
Высота,
мм
|
2165
|
Клиренс,
мм
|
350
|
Броня,
мм:
|
15-37
|
Лоб,
борт
|
37
|
Корма
|
25-37-30
|
Крыша,
днище
|
15
|
Башня
|
37-15
|
Скорость
(по шоссе), км/ч
|
52
|
Запас
хода (по шоссе), км
|
344
|
Подъем, град.
|
40
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
Д
|
В-4, 6-цилиндровый, рядный, жидкостного
охлаждения, мощность 300 л. с. при 2000 об/мин
|
1
|
300
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пушка
|
45
|
20К образца 1934 года
|
1
|
150
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТ
|
2
|
4095
|
|
|