Легкий танк Т-60
(1941 год)
Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного
конструктора завода № 37 Н. А. Астрова в августе 1941 года как сухопутный
вариант машины класса Т-40. Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и
изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк приняли на вооружение, и
уже 15 сентября первые серийные боевые машины покинули заводские цеха.
Корпус Т-60 изготавливался из катаных броневых листов,
соединяемых сварными швами. При этом лобовым листам придавался большой угол
наклона.
Башня граненой формы с люком командира в крыше была смещена
к левому борту. В ней располагалась пушка ТНШ-20 (танковый вариант авиационной
пушки ШВАК) конструкции Б. Шпитального. Пушка, в боекомплекте которой имелись
бронебойные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником, обеспечивала эффективное
поражение легко — и среднебронированных целей. Предпусковой подогреватель
двигателя позволял осуществлять свободный запуск двигателя в самые сильные
морозы.
Ходовая часть танка состояла из четырех обрезиненных опорных
катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего
колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — индивидуальная
торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на
двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и
бортовые передачи.
Первоначально Т-60 изготавливал только московский завод №
37, затем к нему присоединился Коломенский паровозостроительный завод имени В.
В. Куйбышева. В октябре 1941 года оба завода были эвакуированы: первый — в
Свердловск, второй — в Киров, где последний, объединившись с заводом «Первое
мая», образовал новое предприятие — завод № 38 Наркомата танковой
промышленности, и продолжил выпуск Т-60. Кроме, того, производство этого танка
было освоено на заводе № 264 (Сталинградская судоверфь) в Сарепте и Горьковском
автомобильном заводе. Главным конструктором танкового производства на ГАЗе стал
Н. А. Астров.
С 1941-го по начало 1943 года все вышеперечисленные
предприятия выпустили 5915 танков Т-60. «Шестидесятки» состояли на вооружении одного
из трех танковых батальонов в танковых бригадах смешанной организации и активно
использовались в боях в 1941-1942 годах. Некоторое количество этих машин в
составе танковых частей Ленинградского фронта приняли участие в боях по снятию
блокады Ленинграда зимой 1944 года.
На базе Т-60 в 1942 году была создана зенитная установка
Т-60З («З» — зенитный), вооруженная двумя пулеметами калибра 12,7 мм. Из-за
несовершенства приводов наведения машина эта на вооружение не принималась.
В том же году в опытном порядке на базе Т-60 построили
открытую самоходную артиллерийскую установку ОСУ-Т6, вооруженную 76-мм пушкой
ЗИС-3.
В октябре 1941 года на заводе «Компрессор» в Москве была
закончена разработка 24-зарядной пусковой установки БМ-8-24 для 82-мм
реактивных снарядов на базе Т-60. Эту машину приняли на вооружение и передали
для серийного производства на ряд заводов.
В биографии легкого танка Т-60 есть еще одна очень
интересная страничка, связанная с попыткой сделать его летающим. В начале
Великой Отечественной войны ряд конструкторских коллективов получил срочное
задание Наркомата авиационной промышленности на создание десантно-транспортных
планеров. К работам был привлечен О. К. Антонов, имевший к тому времени опыт
создания спортивных планеров. В конце 1941 г. он предложил вариант крылатого
танка, который на буксире за самолетом мог быстро перебрасываться в район
боевых действий. Предполагалось, что планер, представлявший собой танк,
снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета за 20-26 км до цели,
бесшумно перемещаться и производить посадку, после чего крылья будут
сбрасываться, а машина вступать в бой. Для реализации проекта, который назвали
«Крылья танка» и обозначили индексом «КТ», выбрали состоящие на вооружении
Красной Армии легкий танк Т-60 и бомбардировщик ТБ-3.
Крыло планера представляло собой бипланную коробку, что
позволило уменьшить его размах. Хвостовое оперение бипланного типа с
разнесенными килями было установлено на двух балках, соединенных с нижней
плоскостью крыла. Корпус танка выполнял функции гондолы, в которой
располагались пилот (он же водитель) и стрелок. Управление планером в воздухе
осуществлялось рулями и элеронами. Для уменьшения на них нагрузок —
аэродинамической компенсации — дополнительно установили небольшие крылышки.
Пилот сбрасывал крыло, не выходя из танка, с помощью специального
приспособления. Планер имел длину 12 м, размах крыла 18 м, площадь коробки
крыльев 86 м2. Облегченный танк Т-60 с полезной нагрузкой весил 6800 кг, масса
планера составляла 2000 кг. Полная полетная масса летательного аппарата
приближалась к 7,8 т, а удельная нагрузка на крыло равнялась 90 кг/м2.
Испытания «КТ» начались под Москвой в
летно-исследовательском институте (ЛИИ) 7 августа 1942 г. с пробежек
облегченного танка по грунтовой взлетно-посадочной полосе и бетонке. При этом
ставилось целью узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110-116 км/ч
(скорость Т-60 составляла 45 км/ч). Затем были выполнены три подлета «КТ» на
высоте 4 м, в которых опробовали систему управления.
Первый полет «КТ» состоялся 2 сентября 1942 года.
Самолетом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными до 970 л. с, моторами
АМ-34РН командовал П. А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров.
Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных
войск Красной Армии С. Н. Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ»
буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со
скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъема аэропоезда оказалась
недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м. Не дала положительного
результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд
начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/с. Кроме того, стала
повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести
к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в
район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря
своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку.
Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно
двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной
посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге
поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его
задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием
аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом доставили в поселок
Стаханове (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ. Так закончился первый и
последний полет летающего танка.
В акте об испытаниях опытного планера указывалось на
необходимость увеличения триммера руля высоты, постановки штурвального
управления с червячной передачей и внесения конструктивных изменений в
аэродинамическую компенсацию элеронов и управление закрылками. Отмечалось, что
задача создания летающего танка решена, но были допущены ошибки. Модель планера
и танка для продувок в аэродинамической трубе была выполнена в упрощенном
варианте (без тросов, соединяющих бипланные коробку крыла и оперение, и без
моделирования гусениц танка), что привело к ошибке в расчетах аэродинамических
свойств «КТ» и требуемой мощности двигателей самолета-буксировщика. Кроме того,
не было учтено сопротивление воздуха, что не позволило двигателям ТБ-3 поднять
планер на требуемую высоту и усложнило управление им в полете. Из более мощных
самолетов, способных поднять в воздух планер «КТ», на вооружении в то время
находился лишь стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В. М. Петлякова.
Однако в годы войны было построено всего 80 таких машин. Пе-8 использовали для
глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина, и
рассчитывать на его использование в качестве буксировщика планера «КТ» было
нереально. В связи с этим дальнейшие летные испытания крылатого танка
прекратились.
Тактико-технические характеристики Т-60
|
Боевая масса, т
|
6,4
|
Экипаж, чел.
|
2
|
Длина, мм
|
4100
|
Ширина, мм
|
2300
|
Высота, мм
|
1750
|
Клиренс, мм
|
300
|
Броня, мм:
|
10-35
|
Лоб
|
35
|
Борт
|
15
|
Корма
|
25
|
Крыша
|
13
|
Днище
|
10
|
Башня
|
25
|
Скорость (по шоссе), км/ч
|
42
|
Запас хода (по шоссе), км
|
450
|
Подъем, град.
|
35
|
Высота стенки, м
|
0,65
|
Ширина, мм рва, м
|
1,7
|
Глубина брода, м
|
0,90
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
К
|
ГАЗ -202,
6-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 70 л. с. при 3400
об/мин
|
1
|
70
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пушка
|
20
|
ТНШ-20
|
1
|
780
|
|
Пулемет
|
7,62
|
945
|
1
|
945
|
|
|