Поликарпов И-16
(1933 год)
В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который
пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16
(ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым.
По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко
отличался от большинства своих серийных современников. Минимальные размеры,
"бочкообразный" толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с
подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика, переходивший в
вертикальное оперение. Конструкция И-16 — смешанная. Фюзеляж — деревянный,
монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм в передней до 2,5 мм в
хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли четыре лонжерона и 11 шпангоутов —
рамных, из сосновых реек фанерных стоек, коробчатого сечения; стрингеры —
рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух
половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета. Лонжероны
центроплана — ферменные; нервюры — ферменные цельнодуралюминовые из коробчатых
профилей. Обшивка центроплана — целиком из дюралюмина. Лонжероны консолей крыла
— с полками из стальных труб и стенками из дюралюмина. Соединение полок
лонжеронов центроплана и консолей — накидными гайками. Носок крыла — дуралюмин
0,5 мм, зализы — выклеенные из шпона. Обтяжка консолей — полотно. Элероны —
щелевые, отчасти выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания
на 15 градусов при посадке. Элероны и оперение — из Д6 с полотном. Управление
рулем высоты и элеронами — жесткое, рулем направления и шасси — тросовое (кроме
последних выпусков И-16). Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было
оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо— и
гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены
были лишь механические ручные тросовые приводы от летчика. Вес пустого (тип 10)
-1315, взлетный — 1715 кг. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в
деталях, оснащался более мощными двигателями и более сильным вооружением. Но
его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и оперения
оставались неизменными.
И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором
одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для
ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром
давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет
будет более маневренным. На самом деле получилось, что И-16 стал практически
недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания
от летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было,
пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на
современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в себе
идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры
высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой
модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали.
Первые серийные истребители, построенные в 1934 году с
двигателем М-22, развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних серий
производства 1939 года, с двигателем М-62, летали уже со скоростью 460-490
км/час.
Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и
двух пулеметов. Известны следующие модификации И-16: И-16 — М-22 (ЦКБ-12), И-16
дублер (ЦКБ-12 бис), И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис ) с двигателем М-25, И-16 тип 5 с
двигателем М-25. С истребителем И-16 связаны многие славные страницы истории
советской авиации. Самолеты первых серий получили боевое крещение в схватках с
фашистами в небе Испании. На машинах последующих выпусков с установками для
реактивных снарядов наши летчики громили японских милитаристов на Халхин-Голе.
И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией в первый период
Великой Отечественной войны. На этих истребителях сражались и одержали немало
побед дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В.
Ворожейкин, В. Ф. Сафонов и другие летчики.
И-16 типов 5 и 10 в больших количествах применялся
республиканской авиацией Испании. Был пушечный вариант самолета, И-16П (2 пушки
ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение — 2 пушки ШВАК, 2
пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939) оснащен
двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС. Иногда ставили четыре ШКАСа и один
синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали также шестью
реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка — до 200 кг. В ходе развития
полетный вес И-16 вырос более чем в полтора раза. И-16 типа 24 принял участие в
начальном периоде Великой Отечественной войны. И-16, приспособленные для
пикирующего бомбового удара, стали частью "звена" — СПБ
("составного пикирующего бомбардировщика" — самолета-носителя ТБ-3 и
двух И-16 , которые подвешивались у него под крылом), уничтожившего в 1941 году
Черноводский мост (Румыния) через Дунай.
|
Двигатели |
||||||||||
|
Вооружение |
||||||||||||||||||
|