Средний танк Т-28
(1933 год)
В июле 1929 года советское правительство утвердило первую
програ мму оснащения Красной Армии бронетанковой техникой, в соответствии с
которой штаб РККА разработал «Систему танко-, тракторно-, авто-,
броневооружения РККА». Этой системой предусматривалось иметь на вооружении
Красной Армии боевые бронированные машины различного назначения. Для
качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных
оборонительных полос предназначались средний танк Т-28 и тяжелый Т-35,
прототипами которых, без сомнения, являлись английские А1 «Индепендент» и
16-тонный А6.
К проектированию трехбашенного среднего танка приступил в
1931 году конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического
отдела (ОКМО) Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде.
Ведущим конструктором проекта был талантливый инженер Н. В. Цейц. В конце года
изготовили опытный образец. Осенью 1932 года освоение серийного производства
танка Т-28 было поручено заводу «Красный путиловец» (с 1934 года — «Кировский
завод») в связи с загруженностью завода № 174 програ ммой производства легких
танков Т-26. Первое знакомство путиловцев с проектом состоялось 30 октября 1932
года; вскоре на завод поступил и первый опытный образец.
В средней (главной) башне опытного Т-28 была установлена
45-мм пушка и пулемет ДТ в шаровой установке; в двух малых башнях — еще два ДТ.
Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, в частности,
применением различных технических новшеств. Так, для поворота массивной главной
башни использовался электропривод, а для удобства работы экипажа в башне
устанавливался подвесной полик. Своеобразная конструкция ходовой части танка,
весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала
преодоление довольно сложных препятствий. Однако при первом же испытании
опытных образцов выявилось большое количество недоработок как в ходовой части,
так и в силовой установке. Устранять их предстояло уже на заводе.
Для обслуживания серийного производства при техническом
отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа,
преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое
возглавил О. М. Иванов. Первым же начальником бюро по танку Т-28 был Н. Ф.
Комарчев, которого в 1933 году сменил А. Г. Ефимов. Для оказания помощи при
организации серийного производства на «Красный путиловец» был направлен
начальник ОКМО Н. В. Барыков. К 1 мая 1933 года завод выпустил первые 12
танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади.
11 августа 1933 года танк Т-28 был принят на вооружение РККА. На этот год
запланировали выпуск 25 машин, а на 1934 год — 50.
Серийный Т-28 существенно отличался от опытных образцов.
Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых
листов толщиной 20-30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое,
силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину
механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка.
Кормовую часть корпуса прикрывал броневой колпак воздухопритоков к вентилятору.
76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932
годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с
размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни устанавливались
пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932
года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел
электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной. В
малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор
обстрела, каждая малая — 165°. Характерной особенностью размещения боеприпасов
было применение вращающейся боеукладки. Две «вертушки» емкостью по 12 снарядов
в каждой располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями
главной башни. По обе стороны механика-водителя на правом и левом бортах машины
находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40
магазинов к пулеметам.
На танке устанавливался 12-цилинд-ровый V-образный карбюраторный
двигатель жидкостного охлаждения М-17-Л. Трансмиссия состояла из главного
фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (имевшей блокировочное
устройство, предотвращавшее переключение передач при не выключенном главном
фрикционе), бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач.
Подвеска танка применительно к одному борту состояла из двух
тележек, подвешенных к корпусу в двух точках. В каждую тележку входили три
каретки, соединенные между собой рычагами, а каждая каретка, в свою очередь,
состояла из двух пар катков, связанных попарно балансиром. Все каретки были
подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами.
Гусеничные ленты — мелкозвенчатые, цевочного зацепления со
121 траком. Зубчатые венцы ведущих колес выполнялись съемными.
В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались
приборы дымопуска ТДП-3, для управления которыми в бортах корпуса имелись
круглые отверстия.
Радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной, обеспечивавшая
связь только на остановках, устанавливалась на командирских танках, у которых
вследствие этого отсутствовал кормовой пулемет. Для внутренней связи имелся
танкофон на 6 человек и радиоприбор «Сафар».
В мае 1937 года начальника СКБ-2 О. М. Иванова,
арестованного, а затем расстрелянного, сменил на его посту 29-летний Ж. Я.
Котин, протеже Ворошилова, женатый на воспитаннице наркома обороны. Вся
дальнейшая работа по обеспечению серийного выпуска и усовершенствованию танка
Т-28 проводилась под его руководством.
Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение
всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных
изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и
агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий
башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика
оборудован зенитной турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для
вращения главной башни повысили с 12В-до 24В, перестал устанавливаться
радиоприбор для внутренней связи «Сафар»; были внесены многочисленные изменения
в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на танк начали
устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной
скоростью снаряда 555 м/с, обладавшую значительно большей мощностью, чем КТ-28.
Танки Т-28 вместе с Т-35 поступали на вооружение отдельных танковых полков РГК,
которые в декабре 1935 года были развернуты в отдельные тяжелые танковые
бригады. В каждой бригаде насчитывалось пятьдесят четыре машины Т-28. К концу
1938 года в составе автобронетанковых войск РККА имелись четыре тяжелые
танковые бригады. Две из них — 10-я и 20-я приняли участие в боевых действиях
на Карельском перешейке вовремя советско-финской войны 1939 — 1940 годов. На
основании опыта этих боев и довольно высоких потерь от финской противотанковой
артиллерии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой
брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 50-80 мм, а бортовой и
кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн, что отрицательно
сказалось на его подвижности. Этот вариант получил обозначение Т-28Э
(экранированный).
Одной из характерных особенностей танкостроения 30-х годов
являлась большая работа, проводившаяся по созданию колесно-гусеничных танков.
Применение колесно-гусеничного движителя значительно усложняло силовую передачу
и ходовую часть танков. Тем не менее, по ряду причин были построены не только
различные образцы легких колесно-гусеничных танков, но и средний танк Т-29 с
колесно-гусеничным движителем.
Все образцы вновь созданных колесно-гусеничных танков
отличались большой оригинальностью конструкций. В отличие от танков БТ у них
при движении на колесном ходу было несколько пар ведущих колес, что улучшало их
проходимость. Такой колесно-гусеничный движитель был, например, на среднем
танке Т-29 — колесно-гусеничном варианте танка Т-28. Хотя по вооружению и
броневой защите этот танк не имел существенных отличий от танка Т-28, но зато
при движении на гусеницах он развивал максимальную скорость до 54 км/час, а на
колесном ходу — до 80 км/час. Боевой вес танка Т-29 был около 24 т. Если
принять во внимание вес танка, калибр артиллерийского вооружения и скорость
движения на гусеницах, то нельзя не признать созданный в 1936 г. танк Т-29 как
одну из важных ступеней на пути в поисках нового типа среднего танка, который
завершился в конечном итоге созданием прославленного танка Т-34.
С 1939 года, по приказу К.Е. Ворошилова, на всех танках
стала обязательной установка кормового пулемета. На машинах, выпущенных после
1938 года, устанавливалась радиостанция 71-ТК-3, имевшая не поручневую, а
штыревую антенну. Наконец, в 1940 году была выпущена партия танков (по разным
данным до 12 машин) с коническими главными башнями, аналогичными башням танка
Т-35 последней серии. Следует отметить, что вообще была достигнута высокая
степень унификации с танком Т-35, в частности, идентичными были цилиндрическая
главная башня и пулеметные башенки.
На базе танка Т-28 был создан мостовой танк ИТ-28. Часть
машин оборудовалась противоминным Катковым тралом нажимного действия, который
обеспечивал траление двух полос шириной 0,5 м каждая. База Т-28 использовалась
и для создания опытной самоходной зенитной установки СУ-8 с 76-мм зенитной
пушкой. Ряд агрегатов танка применялся в тяжелых САУ серии СУ-14.
В 1940 году производство Т-28 было прекращено. Дальнейшее
увеличение толщины броневых листов заводило многобашенную компоновку в тупик —
возрастали масса и габариты танка. Вместе с тем количество и расположение башен
у Т-28 можно считать оптимальным. Три башни, размещенные в два яруса, при
независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты
массированным огнем.
На всех средних танках Т-28 устанавливались радиостанции
71-ТК-1 или 71-ТК-З.
По состоянию на 1 января 1941 года в РККА находилось 411
танков Т-28 различных модификаций.
Всего за время серийного производства промышленностью было
выпущено 523 танка.
Танки Т-28 поступали на вооружение отдельных танковых полков
РГК, которые в декабре 1935 года были развернуты в отдельные тяжелые танковые
бригады. В бригаде насчитывалось 54 танка. Две бригады — 10-я и 20-я, на
вооружении которых находились танки Т-28, принимали участие в боевых действиях
на Карельском перешейке во время войны с Финляндией в 1939-1940 гг. К 1941 году
танки Т-28 с точки зрения конструкторской мысли уже морально устарели, хотя по
вооружению превосходили все немецкие танки того времени, а по броневой защите
уступали только танку PzKpfw IV. Они принимали участие в боевых действиях в
начальный период Великой Отечественной войны и почти все были потеряны в первые
месяцы сражений. Уцелевшие машины принимали участие в отдельных боях вплоть до
1944 года. Колесно-гусеничные танки Т-29 также участвовали в боевых действиях в
начальный период войны.
Тактико-технические характеристики Т-28
|
Боевая масса, т
|
27,8
|
Экипаж, чел.
|
б
|
Длина, мм
|
7440
|
Ширина, мм
|
2805
|
Высота, мм
|
2820
|
Клиренс, мм
|
560
|
Удельное давление на грунт, кг/см2
|
0,72
|
Скорость (по шоссе), км/ч:
|
45
|
Скорость (по рокаде), км/ч:
|
20
|
Запас хода (по рокаде), км
|
220
|
Подъем, град.
|
45
|
Крен, град.
|
30
|
Ширина рва, м
|
3,5
|
Высота стенки, м
|
1,0
|
Глубина брода, м
|
1,0
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
К
|
М-17Т, V-образный,
12-цилиндровый, четырехтактный, мощность 500 л. с. при 1450 об/мин.
|
1
|
500
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пушка
|
76,2
|
КТ-28
|
1
|
70
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТ
|
4
|
7938
|
|
|