Средний танк Т-34
(1940 год)
13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному
заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические
требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка
БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата
оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное
непосредственно главному инженеру.
Танк получил заводское обозначение А-20. В ходе его
проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по
массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода
колесного хода.
В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны
СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного
А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета,
были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.
По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32
незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 т тяжелее (боевая масса — 19
т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была
и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии
привода колесного хода, толщине брони (30 мм вместо 25 у А-20), 76-мм пушке (на
первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных
катков на один борт.
Совместные испытания обоих танков проводились в июле —
августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их
тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная
скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости
также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и
гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан
вывод, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать
более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый
танк получил обозначение А-34.
В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух танков
А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34) На основании этих испытаний 19
декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34.
Первый прототип Т-34 был изготовлен заводом № 183 в январе
1940 года, второй — в феврале. В том же месяце начались заводские испытания,
которые были прерваны 12 марта, когда обе машины ушли в Москву. 17 марта в
Кремле, на Ивановской площади танки продемонстрировали И. В. Сталину. После
показа машины пошли дальше — по маршруту Минск — Киев — Харьков.
Первоначальный производственный план на 1940 год
предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до
600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и
на Сталинградском тракторном (СТЗ). Последний должен был изготовить 100 машин.
Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ
изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские «тридцатьчетверки»
покинули заводские цеха только в 1941 году.
Первые три серийные машины в ноябре — декабре 1940 года
подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков —
Кубинка — Смоленск — Киев — Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТ Полигона.
Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности
испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет НИБТ Полигона
заместителю наркома обороны маршалу Г. И. Кулику, который утвердил его и тем
самым прекратил производство и приемку нового танка. Следует заметить, что
высшие должностные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели
твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода №
183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и
наркомате, предложив продолжать производство и давать армии Т-34 с
исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в
споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главные
недостатки танка, отмеченные в отчете специалистов НИБТПолигона — теснота и ограниченный
обзор, — так и не были ликвидированы. Одновременно конструкторам поручили
разработку новой машины — Т-34М с 75-мм броней, торсионной подвеской, башней
увеличенного размера, с командирской башенкой и экипажем из 5 человек. Работа
надТ-34М велась до самого начала войны, причем были изготовлены бронекорпуса,
башни, другие агрегаты и механизмы. Однако ни одной машины собрать так и не
удалось, а после начала войны работу над новым танком прекратили.
План производства Т-34 на 1941 год составлял 2800 танков (в
том числе по заводу № 183-1800 машин, а по СТЗ — 1000) и был утвержден
постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)от 5 мая 1941 года. К 1 мая 183-й завод
изготовил 525, а СТЗ — 130 машин.
Танк Т-34 образца 1940 года имел корпус, сваренный из
катаных броневых листов. Верхний лобовой лист располагался под углом 60°,
верхняя часть борта шла под углом 45°, нижняя — вертикально. В лобовом листе
корпуса имелся люк механика-водителя. В верхней части крышки люка
устанавливался центральный смотровой прибор. Боковые смотровые приборы водителя
располагались слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка.
Справа от люка механика-водителя в шаровой установке, прикрытой броневым
колпаком, ставился пулемет ДТ, огонь из которого вел стрелок-радист. Антенный ввод
первоначально размещался на башне танка, а затем был перенесен на правый борт
корпуса.
Башня была сварная, овальной обтекаемой формы. Лоб и борта
имели угол наклона 30°. В бортах башни находились смотровые приборы, а в крышке
башенного люка имелся прибор кругового обзора. Правда, из-за неудачного их
расположения экипаж был лишен возможности ими пользоваться. В кормовом листе
башни предусматривалась дверца, крепившаяся болтами. На части танков .
устанавливали литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания
боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни.
Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной
ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали
устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения
затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года
танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе №
92 в Горьком.
После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО
№ 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112
Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиамотор
М-17, к выпуску которого должен был приступить цех авиадвигателей ГАЗа.
Последнее обстоятельство связано с тем, что к началу войны единственным
изготовителем дизелей В-2 был харьковский завод № 75. В первые же дни войны
было принято решение о развертывании их производства на Харьковском тракторном
заводе (ХТЗ). Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте заставила изменить
эти планы. ГКО решил все двигательное производство ХТЗ перебазировать на СТЗ.
Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 года, до конца которого там
изготовили 197 двигателей. Но удовлетворить потребность в В-2 СТЗ не мог, а
завод № 75 в это время находился «на колесах» — шла его эвакуация на Урал. Так
что решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным и
временным.
Программа выпуска Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941
году включала 700-750 машин, но до конца года завод смог изготовить только 173
танка.
К 19 октября было свернуто производство Т-34 в Харькове —
183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил. Первые 25 танков на новом месте
собрали в конце декабря из узлов и деталей, привезенных из Харькова.
Таким образом, осенью 1941 года единственным крупным
производителем Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа
комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с
завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи
(завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Короче говоря, в городе был
организован практически полный цикл производства танка и его деталей. Впрочем,
так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле.
Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в
конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими
технологическими возможностями, поэтому танки разных заводов имели свой
характерный внешний облик.
В 1942 году для Т-34 разработали новую литую башню, так
называемой «улучшенной» формы, несколько большую по размеру и с двумя круглыми
люками вместо одного трапециевидного. Кроме того, инженеры «Уралмашзавода»
разработали конструкцию штампованной башни. С октября 1942 по март 1944 года «Уралмаш»
изготовил 2050 таких башен. В это же время четырехскоростную коробку передач
заменили пятискоростной, установили новые прицелы — перископический ПТ-4-7 и
телескопический ТМФД-7, боекомплект довели до 100 выстрелов. На башнях танков
выпуска 1943 года появилась командирская башенка со смотровыми щелями.
Помимо линейных танков в производстве находился огнеметный
вариант — Т-034, у которого курсовой пулемет заменяли огнеметам АТО-41 или
АТО-42.
В незначительных количествах изготавливались танки-тральщики
и мостоукладчики. Выпускался также командирский вариант «тридцатьчетверки»,
отличительной чертой которого было наличие радиостанции РСБ-1.
Танк Т-34, вооруженный 76-мм пушкой, производился с 1940 по
1944 год на шести заводах: № 183 в Харькове — с 1940 года, в Нижнем Тагиле — с
1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» — с 1941
года; «Уралмаше» — с 1942 года; № 174 в Омске — с 1942 года; Челябинском
Кировском — с 1942 года. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков
Т-34, включая 1170 огнеметных.
Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях
Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически
во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние
танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной
армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской
Германии.
Тактико-технические характеристики Т-34 образца 1941 года
|
Боевая масса, т
|
26,5
|
Экипаж, чел.
|
4
|
Длина, мм
|
6680
|
Ширина, мм
|
3000
|
Высота, мм
|
2450
|
Клиренс, мм
|
400
|
Броня, мм:
|
20-52
|
Лоб
|
45
|
Борт
|
45
|
корма
|
40-45
|
Крыша
|
20
|
Днище
|
20
|
Лоб башни
|
52
|
Удельное давление на грунт, кг/см2
|
0, 64
|
Скорость (по шоссе), км/ч
|
54
|
Запас хода (по шоссе), км
|
300-400
|
Подъем, град.
|
30
|
Высота стенки, м
|
0,73
|
Ширина рва, м
|
2,50
|
Глубина брода, м
|
1,11
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
Д
|
В-2, 12-цилиндровый,
четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения, мощность 500 л. с. при
1800 об/мин
|
1
|
500
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пушка
|
76,2
|
Ф-34 образца 1940 г.
|
1
|
77
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТ
|
2
|
3906
|
|
|