Средний танк Т- 44
(1944 год)
Средний танк Т-44 был разработан в КБ
завода № 183 под руководством А. А. Морозова. Конструкция этой боевой машины на
десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой
техники.
От Т-34-85 новый танк отличался устройством, компоновкой,
габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение
двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и
позволило улучшить размещение членов экипажа.
Высоту силового отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель
нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту. На месте
вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик.
Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой
подмоторной раме. В итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм.
Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных
катков на борт, ведущего колеса заднего расположения с пятью роликами
(зацепление гребневое) и направляющего колеса с натяжным механизмом. В ходовой
части применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. Двигатель
соединялся с пятискоростной коробкой передач так называемой «гитарой» —
повышающим редуктором из трех цилиндрических шестерен с передаточным числом
0,7. Бортовые фрикционы и передачи позаимствовали у «тридцатьчетверки».
Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения
позволила сместить башню (в целом подобную башне Т-34-85) в центр корпуса. На
подбашенном листе освободилось место для люка механика-водителя, люк, как и
шаровая установка курсового пулемета, был убран с лобового листа корпуса.
В таком виде Т-44 успешно прошел фронтовые испытания, и его
запустили в серийное производство на восстановленном танковом заводе № 75 (не
путать с двигательным заводом, имевшим такой же номер!) в Харькове. В четвертом
квартале 1944 года было изготовлено 25, а в 1945 году 880 танков этого типа. В
1946 году в связи с началом серийного выпуска танка Т-54 производство Т-44
прекратили. В боевых операциях Великой Отечественной войны танк Т-44 участия не
принимал.
В 1945 году на базе Т-44 в опытном порядке был построен танк
Т-44-100, вооруженный 100-мм пушкой Д-10Т. Масса танка возросла до 33,5 т, на
люке заряжающего установили зенитный пулемет ДШК, ходовую часть защитили
6-мм экранами. Серийно этот танк не производился, так как
«на подходе» уже был Т-54.
В 1944-1945 годах «Уралмашзаводом» на базе агрегатов Т-44 и
Т-34 были построены и испытаны опытные образцы самоходок СУ-101 и СУ-102,
вооруженные соответственно 100-мм и 122-мм пушками.
Тактико-технические характеристики Т-44
|
Боевая масса, т
|
31,8
|
Экипаж, чел.
|
4
|
Длина, мм
|
7650
|
Ширина, мм
|
3180
|
Высота, мм
|
2412
|
Клиренс, мм
|
425
|
Броня, мм:
|
15-90
|
Лоб
|
90
|
Борт
|
75
|
Корма
|
30-45
|
Крыша, днище
|
15-20
|
Башня
|
120-90-75
|
Скорость (по шоссе), км/ч
|
51
|
Запас хода (по шоссе), км
|
300
|
Подъем, град.
|
30
|
Высота стенки, м
|
0,73
|
Ширина рва, м
|
2.50
|
Глубина брода, м
|
1,30
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
Д
|
В-44,
12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения, мощность
500 л. с. при 1800 об/мин
|
1
|
500
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
|
Пушка
|
85
|
ЗИС-С-53 образца
1944 года
|
1
|
58
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТМ
|
2
|
1880
|
|
|