Тяжелый танк ИС «Иосиф Сталин»
(1943 год)
Тяжелый танк ИС-1 был разработан в конструкторском бюро
Челябинского Кировского завода во второй половине 1942 года под руководством Ж.
Я. Котина. За основу был взят КВ-13, на базе которого изготовили два опытных
варианта новой тяжелой машины ИС-1 и ИС-2. Их различие заключалось в
вооружении: на ИС-1 стояла 76-мм пушка, на ИС-2–122-мм пушка-гаубица. Первые
опытные образцы танков ИС имели пятикатковую ходовую часть, выполненную по типу
ходовой части танка КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса
и общая компоновка машины.
Первый вариант тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т
(ИС-85 или объект 237) был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском
заводе под руководством ведущего конструктора Н. Ф. Шашмурина. В связи с
увеличением массы танка и для обеспечения дальнейшего повышения мощности
вооружения пришлось усилить ходовую часть, добавив пару опорных катков, и
установить более совершенный двигатель. 7 августа постановлением ГКО танк ИС-1
(или ИС-85) был принят на вооружение, и его серийное производство началось в
конце октября.
Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно
вооруженной модели ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая
пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью
снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех
дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка
большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.
В октябре 1943 года под руководством Н. Ф. Шашмурина была
осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25
калибра 122 мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был
отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния
1500 м произведен обстрел немецкого танка Pz. Kpfw. V «Пантера». Первый же
снаряд пробил лобовую броню «Пантеры» и, не утратив своей энергии, прошил все
внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на
несколько метров.
Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в
серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в
44 т, незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела
более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса
выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота
(ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на
18 см по сравнению с КВ-1с..
В 1944 году ИС-2 был модернизирован. Новый образец имел
наклонную лобовую часть корпуса, вместо смотрового люка механика-водителя —
щель, закрытую стеклоблоком. На кронштейне, закрепленном на подвижном погоне
командирской башенки, установили крупнокалиберный зенитный пулемет. В том же
году, выпустив 107 машин, производство танка ИС-1 прекратили. С этого момента в
производстве остался только ИС-2. Его ходовая часть состояла из шести опорных
катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего
колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами(цевочное зацепление)и
направляющего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В
состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения,
восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы
поворота и бортовые передачи.
Вскоре на ИС-2 изменили прицельные приспособления (в
частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску
пушки. С середины 1944 года ИС-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью
корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой «пробки»), но со
щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный
пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде
ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой войны. В середине
1945 года после выпуска 3483 танков его производство было прекращено.
Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых
танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование
«гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных
гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка
каждая. ИС-2 впервые был применен в Корсунь-Шевченковской операции, а затем
участвовал во всех операциях завершающего периода Великой Отечественной войны.
Последним танком, созданным в период Великой Отечественной
войны, стал тяжелый ИС-3 (объект 703). Он был разработан в 1944–1945 годах на
опытном заводе № 100 в Челябинске под руководством ведущего конструктора М. Ф.
Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было
выпущено 1170 боевых машин.
Танки ИС-3, вопреки расхожему мнению, не применялись в
боевых действиях второй мировой войны, но 7 сентября 1945 года один танковый
полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в
параде частей Красной Армии в Берлине в честь победы над Японией, и ИС-3
произвел сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской
коалиции.
Тактико-технические характеристики ИС-1 (ИС-85)
|
Боевая масса, т
|
44
|
Экипаж, чел.
|
4
|
Длина, мм
|
8560
|
Ширина, мм
|
3070
|
Высота, мм
|
2735
|
Клиренс, мм
|
465
|
Броня, мм:
|
20-100
|
Лоб
|
60-100
|
Борт
|
90
|
Корма
|
60
|
Крыша
|
20
|
Днище
|
30
|
Башня
|
100
|
Скорость (по шоссе), км/ч
|
37
|
Запас хода (по шоссе), км
|
120-135
|
Подъем, град.
|
36
|
Высота стенки, м
|
1,0
|
Ширина рва, м
|
2,50
|
Глубина брода, м
|
1,30
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
Д
|
В-2ИС,
12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения, мощность
520 л. с. при 2000 об/мин
|
1
|
520
|
|
Вооружение
|
Вариант
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Кол-во
|
Боекомплект / 1
|
ИС-1
|
Пушка
|
85
|
Д5-Т85
|
1
|
59
|
|
Пулемет
|
7,62
|
ДТ
|
3
|
2520
|
ИС-2
|
Пушка
|
122
|
Д-25Тобразца 1943
года
|
1
|
28
|
|
Пулемет
|
12,7
|
ДШК (не на всех)
|
1
|
300
|
|
|
7,62
|
ДТ
|
3
|
2331
|
ИС-3
|
Пушка
|
122
|
Д-25Т образца 1943
г.
|
1
|
28
|
|
Пулемет
|
12,7
|
ДШК
|
1
|
945
|
|
|
7,62
|
ДТМ
|
1
|
1000
|
|
Тактико-технические характеристики ИС-2 образца 1944 года
|
Боевая масса, т
|
46
|
Экипаж, чел.
|
4
|
Длина, мм
|
9830
|
Ширина, мм
|
3070
|
Высота, мм
|
2730
|
Клиренс, мм
|
420
|
Броня, мм:
|
20-160
|
Лоб
|
120
|
Борт
|
90
|
Корма
|
60
|
Крыша, днище
|
20-30
|
Башня
|
160-90
|
Скорость (по шоссе), км/ч
|
37
|
Запас хода (по шоссе), км
|
240
|
Подъем, град.
|
36
|
Высота стенки, м
|
1,0
|
Ширина, мм рва, м
|
2,50
|
Глубина брода, м
|
1,30
|
|
Двигатели
|
Вариант
|
Тип
|
Модель
|
Кол-во
|
Мощность, л.с.
|
1
|
Д
|
В-2ИС,
12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный жидкостного охлаждения, мощность
520 л. с. при 2000 об/мин
|
1
|
520
|
|
|