Туполев Ту-2
(1941 год)
Создание самолета Ту-2 (фронтового бомбардировщика) началась
в конце 1939 года конструкторской группой во главе с А.Н.Туполевым. В январе
1941 года вышел на испытания, опытный самолет, обозначенный "103". В
мае того же года начались испытания его улучшенного варианта "103У",
отличавшегося более сильным оборонительным вооружением, измененным
расположением состава экипажа, который состоял из летчика, штурмана (мог в
случае необходимости быть стрелком), стрелка-радиста и стрелка. Самолет
оснащался высотными моторами АМ-37. На испытаниях самолеты "103" и
"103У" показали выдающиеся летные качества. По скорости на средних и
больших высотах, дальности полета, бомбовой нагрузке и мощи оборонительного
вооружения они существенно превосходили Пе-2. На высотах более 6 км они летали
быстрее почти всех серийных истребителей, как советских, так и немецких,
уступая только отечественному истребителю МиГ-3.
В июле 1941 года было принято решение о запуске
"103У" в серию. Однако в условиях начавшейся войны и широкомасштабной
эвакуации авиационных предприятий организовать выпуск моторов АМ-37 не удалось.
Поэтому конструкторам пришлось переделывать самолет под другие моторы. Ими
стали М-82 А.Д.Шведкова, которые только что начали выпускаться серийно. Испытания
нового варианта самолета, названного "103В", а затем Ту-2, начались в
декабре 1941 года, а уже в 1942 году с конвейера сошли первые серийные машины.
Завод выпустил уже 80 Ту-2, когда вышло правительственное решение о замене его
на истребитель Як-9. Ошибочность этого решения стала очевидна очень скоро, и
производство Ту-2 возобновили на другом заводе. Первые бомбардировщики там
вышли в 1943 году. От ранее выпущенных они отличались более мощными моторами
АШ-82ФН, усиленным оборонительным вооружением (вместо пулеметов калибра 7,62 мм
поставили 12,7 мм), упрощенной конструкцией. Самолеты этого типа применялись на
фронтах с 1944 года. Производство этого типа бомбардировщиков продолжалось еще
несколько лет после войны, пока их не сменили реактивные бомбардировщики. Всего
было построено 2547 самолетов.
ЛТХ Ту-2С
|
Размах,
м
|
18,86
|
Длина, м
|
13,80
|
Площадь
крыла, м2
|
48,80
|
Вес
пустого, кгс:
|
7474
|
Вес
взлетный, кгс:
|
11360
|
Максимальная
скорость у земли, км/ч
|
482
|
Максимальная
скорость на высоте 5400 м, км/ч
|
547
|
Время
набора высоты 5000 м, мин
|
9,5
|
Дальность,
км
|
2100
|
Потолок,
м
|
9500
|
Экипаж,
чел
|
4
|
|
Двигатели
|
|
Кол-во
|
Тип
|
Модель
|
Мощность, л.с.
|
1
|
2
|
ПД
|
АШ-82ФН(1850 л.с.)
|
2х1850
|
|
Вооружение
|
|
Кол-во
|
Тип
|
Калибр, мм
|
Модель
|
Боекомплект / Нагрузка, кг
|
1
|
2
|
Пушка
|
20
|
ШВАК
|
|
2
|
3
|
Пулемет
|
12,7
|
УБТ
|
|
3
|
|
Бомбы
|
|
|
3000 кг
|
|